Тайна колокольного звона

В Каргополе недавно проходил фестиваль колокольного звона.

i

В рамках международного фестиваля «Хрустальные звоны» в Музейно-выставочном центре прошла встреча с кандидатом искусствоведения, преподавателем Белорусской государственной академии музыки Еленой Геннадьевной Шатько.

Изначально Елена Геннадьевна училась играть на цимбалах (белорусский народный инструмент, цимбалы есть и на Украине, в Молдове, Китае — везде разные). Но раз услышав звук колокола, поняла, что именно этот звук она искала, однако воспроизвести его невозможно ни на одном другом инструменте. Теперь Елена Геннадьевна — известный кампанолог (ученый, занимающийся колоколами), инициатор создания и научный консультант нескольких фильмов о колокольном звоне, автор ряда научных статей о колоколах.

На встречу с российскими звонарями она привезла свою новую книгу «Колокола и колокольные звоны православных храмов западных регионов Беларуси: история и современность» и фильм «О чем звонит колокол».

Елене Геннадьевне было особенно важно видеть в аудитории звонарей, во многом к ним она обращалась, когда говорила: «Изучайте колокольные звоны. Именно ваши, местные. Пишите устав колокольного звона вашего храма». Можно звонить так, как учат звонарей в Москве. Но этот звон, как и многое в современном мире, пусть и красивый, но абстрактный, универсальный. «Раньше у каждого храма, у каждого населенного пункта был свой звон, свой лейтмотив». Звук очень важен для человека. Не только «запах дыма», но и знакомый с детства колокольный звон когда-то был для каждого неотъемлемой частью малой родины. Это особенно важно теперь, когда многие, особенно молодёжь, не чувствуют привязанности к родной земле, а ученые, искусствоведы, музыканты в разных областях ищут «наше, коренное», в своих поисках уходя в древние религии и современную псевдопримитивную музыку.

Фильм о Ф.Я. Шипунове, замечательном советском биологе и физике, прекрасно дополнил рассказ самой Елены Геннадьевны. Фатей Шипунов занимался феноменом «колокольного звона без колоколов». Чудо колокольного звона на месте, где до революции был монастырь, в СССР констатировали неоднократно. Ученый начал выезжать в такие необычные места. Датчики буквально зашкаливали, когда их включали рядом с разрушенным до основания (а порой и основания не осталось!) монастырем. В дни церковных праздников звон усиливался. Что же это значит? О чем и как звонят, казалось бы, несуществующие колокола?

Ф.Шипунов опубликовал несколько научных статей на эту тему. В последней своей работе он писал: «В следующем нашем исследовании мы дополним формулу теории относительности Эйнштейна. Теперь уже очевидно, что там не хватает одной – духовной – составляющей!» Осуществить это не удалось: Фатей Яковлевич был найден на своей даче умершим при невыясненных обстоятельствах.

Закончить незавершенное Ф.Шипуновым дело сможет только равный ему по вере, образованию и интуиции ученый-физик. А вот применять другое открытие, о котором рассказано в фильме, может каждый. Хотя уделить ему особенное внимание Елена Геннадьевна просила врачей. Дело в том, что колокол, кроме доступных уху обертонов, издает ещё и инфра- и ультразвуки, оказывающие благотворное влияние на организм. Но «лечиться» можно только дореволюционными колоколами. За годы безбожия были утрачены старинные методики литья, и кроме слышимого звука, современные колокола не дают ничего. Из колоколов современного производства не уступают старинным только колокола ярославского завода Николая Шувалова.

Всё это – не пустые слова. Елена Геннадьевна сама занималась профессиональной записью звонов белорусских храмов. И присутствие или отсутствие не воспринимаемых ухом частот просто видно на экране компьютера.

Ещё одно открытие самой Елены Шатько – особенность звона «На вынос Плащаницы». Записывая старых звонарей, Елена Геннадьевна просила их звонить всё, что знают. Пока звонили «На сбор» (в русской традиции – благовест) «Во вся» (трезвон), «По душе» — пели птички, лаяли деревенские собаки, кукарекал петух. (Правда, когда звонили за упокой, люди приходили узнать, кто умер. Так, в белорусских деревнях жизнь до сих пор определяется колоколами, а не мобильным телефоном. А вот когда звонили «На вынос Плащаницы», звон, который верующие слышат раз в год, на Страстную Пятницу, все остальные звуки пропали. «Буквально ощущение, что природа умерла!» — восклицает Елена Геннадьевна. Особенно сильно это заметно на записи. Как это получается? Как звери и птицы распознают погребальный звон по Самому Господу?..

Обо всем этом можно прочитать в новой книге Е. Шатько. И ещё много о чем. Например, про «Машу, которая спасла колокол». Когда в 30-х годах сбрасывали большой колокол с деревенской колокольни, девочка Маша выскочила вперед, ухватила и унесла осколок колокола. Когда подросла, она удачно вышла замуж. После войны к ней одной из всей деревни вернулся муж. И детки выросли все здоровые, порядочные, все «вышли в люди». В один голос деревня говорила – это оттого, что в детстве Маша «спасла колокол». То есть, в маленьком кусочке, лежащем у Машиной мамы за образами, от гибели «ушел» весь медноголосый гигант.

«Вообще очень трепетно относились наши предки к кампанам (колоколам). Почему икону сейчас все-таки воспринимают как святыню, а колокол, думают, можно сдать на металлолом?! В Беларуси и часть колокола – святыня. Как если бы безбожники разрубили икону, а кто-то спас изображение лика или правой руки. Так и здесь. А уж звон колокола наши люди воспринимают прямо как обращение Богу. Когда человек умирает, в Беларуси, в первую очередь, бегут к звонарю! Так, особый звон «по душе» — это просьба к Богородице помолиться Господу за только что почившего. В 1960-е годы безбожники приходили пугать звонаря в одной деревне — чтобы не звонил. Слушал он их, слушал и говорит: «Что собрались? Хотите, чтобы я вам позвонил? Сейчас позвоню. Заупокой!» Они как услышали, так и бегом, и больше не приходили».

Фильм «О чем звонит колокол» можно посмотреть и скопировать в Музейно-выставочном центре. Книгу Елены Геннадьевны Шатько – почитать в районной библиотеке и МВЦ.

Спасибо организаторам, руководству музея, что фестиваль колокольного искусства был начат именно беседой с настоящим исследователем. Лекция Е.Шатько подвела научный фундамент под то, что и так чувствует каждый православный, да и просто каждый русский человек. Голос колокола – не просто музыка, а голос Благодати Божьей, доступный нашему восприятию. «Когда я первый раз услышал наш старый колокол, — говорит один священник в фильме, – почему-то вспомнились слова Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!». А потом появилась радость. Радость оттого, что у нас есть это богатство, эта необычайная, сокрытая, но такая доступная сила». Наше общее богатство, добавлю я. Общее с Беларусью и Украиной, что бы ни творилось на православной земле теми, кто хочет поссорить нас братьями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *